Личный мозг - Сергей Вячеславович Савельев

Личный мозг - Сергей Вячеславович Савельев краткое содержание
В книге рассмотрена роль внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование личного мозга. Обсуждены скрытые проблемы принятия решений при адаптации личности к искусственным социальным системам. На примерах рассмотрены причины конфликтов между рассудком и инстинктами. Исследованы внутренние проблемы мышления и способы их преодоления. Издание предназначено редким мечтателям, желающим немного попользоваться собственным мозгом. Столь сильное и порочное желание с равной вероятностью может как разрушить жизнь, так и воскресить её из пепла убогого бытия.
Личный мозг - Сергей Вячеславович Савельев читать онлайн бесплатно
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга посвящена личному мозгу каждого человека. Она написана для тех, кто догадался, что у него есть такой орган, и захотел им воспользоваться не совсем традиционным способом. Иначе говоря, если у читателя возникло желание попробовать подумать, то эта книга для него. Прежде чем вы приступите к изучению этой работы, я обязан предупредить, что, научившись отлавливать персональные мысли, мы ступаем на очень скользкую дорожку. Думая, каждый человек автоматически исключает себя, хотя бы частично, из продолжающейся биологической эволюции. Результатом может стать персональное вольнодумство, которое уже несколько столетий доставляет своим владельцам массу неприятностей, вплоть до утраты головы.
Умение пользоваться мозгом в человеческих социальных системах слабо совместимо с традиционным представлением о процветании. По этой причине следует взвесить масштабы потенциального вреда и пользы от прочтения этой книги. К сожалению, она не принесёт вам денег, социального успеха и обожания со стороны особей противоположного пола. Для получения таких преимуществ надо, наоборот, полностью предаться воле биологических процессов и страстно участвовать в аттракционах гоминидных отношений. Умение думать обычно не приводит к социальному успеху, поскольку является побочным результатом биологической эволюции. Скорее всего, дорогой читатель, вы больше потеряете, чем приобретёте, о чём я обязан заранее пред упредить. Запустив в мозг самого маленького червячка здравомыслия, можно испортить свою жизнь навсегда. Если вас не пугают мои предупреждения, можете начинать коллекционировать как знания о мозге, так и их последствия - обильные скорби и печали.
В самом начале освоения этого сомнительного и дорогостоящего развлечения необходимо научиться отличать крайне опасные личные мысли от видоспецифичных - гоминидных. Дело в том, что все государственные, моральные и религиозные законы обращены к обезьяньей сущности людей. Они призваны охранять наше существование, наполнять его доступным пищеварением и стимулировать регулярное размножение. В сочетании с заботой о своих генокопиях все эти занятия принято называть главным смыслом жизни человека. С такими бесподобными целями существования единодушно согласятся клопы, паразитические черви и даже полевые мыши. Перечисленные увлекательные занятия являются сутью выживания любого вида животных и растений на этой планете, а биологический смысл примитивной жизни всем понятен и приятен.
Разум, мышление и творчество остаются за рамками законов, религиозных и социальных традиций. Человеческие качества среди людей не поощряются, хотя запрещаются наиболее дикие животные наклонности. Мыслящие или только размножающиеся особи оказываются одинаково ценны в наших странных сообществах. Из-за этого человечество развивается по биологическим законам, а любая рассудочная деятельность является досадным артефактом. В таких условиях здравомыслие не только не защищено законами и правилами поведения, но и регулярно преследуется. К счастью, у нас пока нет электронной или химической системы контроля массового поведения, как в пчелином улье. Это позволяет, при счастливых обстоятельствах, попытаться использовать свой мозг не только для секса и обжорства. Редкие попытки заставить мозг думать - прекрасное человеческое желание. Оно крайне рискованно, а его последствия непредсказуемы. Если у вас не пропало желание продолжить, то прошу запастись терпением, поскольку эта работа является только кратким указателем для освоения мозга. Основное содержание распределено в разных ранее написанных книгах, на которые есть ссылки. Вашему интеллекту придётся много напрягаться, переживать и остервенело искать ошибки в рассуждениях автора. Такие протесты коварного мозга вполне предсказуемы и только подтверждают его милую обезьянью сущность. С.В. Савельев.
I. РАЗДАЧА МОЗГОВ
Мозг достаётся нам от родителей. Выбирать папу и маму, как и контролировать процесс зачатия, мы не можем, поскольку сами являемся его отдалённым следствием. По обезьяньим традициям невозможность выбирать родителей очень печалит многих детей и даже взрослых. Это связано с тем, что наличие родных с большим запасом биологических ресурсов гарантирует потомкам забвение человеческих особенностей мозга и переход сознания в глубокий нейроанабиоз ещё на ранних этапах жизни. Заветная мечта об обеспеченной и беззаботной праздности может согреть любую бабуинскую душу. Состоятельные родители регулярно производят потомков, которые, по устоявшемуся общественному мнению, сразу рождаются "в рубашке" или "с серебряной ложкой во рту". Такого наследства обычно достаточно для безбедной и стабильной жизни. Однако при чрезмерной социальной активности эти везунчики обычно давятся врождённой серебряной ложкой или быстро продают заветную рубаху. Проблема состоит в том, что богатые социальные доминанты наследуют только ресурсы, а не мозги своих талантливых или состоятельных предков. Причин столь печальных последствий несколько. Основной проблемой является сложность мозга, которая детерминирована множественностью структур мозга, вовлечённых в выполнение даже простейших функций. Напомню, что мозг включает несколько сотен специализированных структур подкорковых областей и более 60 полей и подполей коры больших полушарий. В большинстве случаев связи между размерами отдельных ядер, полей и подполей нет. Они не выявлены даже в последовательно связанных между собой центрах, участвующих в выполнении общей функции. Примером может служить зрительная система. Зрительные нервы идут в головной мозг от сетчатки глаза и образуют зрительный перекрёст, где большая часть нервных волокон переходит на противоположную сторону мозга.
Затем отростки ганглиозных клеток сетчатки оканчиваются в специализированном ядре таламуса - латеральном коленчатом теле. Расположенные в нём нейроны дают свои отростки в затылочный участок неокортекса. Там они оканчиваются на нейронах первичного зрительного поля (поле 17). Преимущественно за счёт межкорковых связей из поля 17 иннервируются два лежащих рядом вторичных зрительных поля (поля 18 и 19). Следовательно, таламическое ядро и три затылочных поля неокортекса входят в состав зрительной системы и функционально связаны между собой. Это не препятствует широкой и независимой индивидуальной изменчивости каждого из образований. Количественные различия каждой из перечисленных структур могут превышать 300% (Савельев, 2024).
Этот пример показывает, что даже в функционально связанных между собой центрах сохраняется огромная изменчивость её отдельных компонентов. Следовательно, даже в семье хороших художников потомок может оказаться бездарностью или жалким искусствоведом. Вероятность такого репродуктивного исхода усиливается проблемой парности родителей. Мы не обладаем способностями к партеногенезу, как ящерицы, а яйцеклеткам женщин каждый раз требуется резвый сперматозоид. В результате перемешивания материнского и отцовского геномов изменчивость головного мозга становится бесконечной. По этой причине ожидать глубокого структурного сходства мозга детей и родителей не приходится. Безусловно, ряд признаков наследуются, но вероятность их воспроизводства из поколения в поколение исчезающе мала. Эти занимательные вопросы разобраны мной ранее (Савельев, 2021а, б).
Тем не менее всегда интересно оценить вероятности получения потомка поумнее и поталантливее, чем у окружающих. Довольно часто это становится навязчивой идеей для мам и пап, страдающих осознанием личных социальных неудач. Они стараются самореализоваться в потомках, которых пытаются вырастить, обучить и воспитать